Психология суфизма: сердце и душа

Джавад Нурбахш

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ал-Нафс: этот арабо-персидский термин имеет множество значений и потому оставлен без перевода. Слово «нафс» означает: сущность (объекта), душа, психика, ум, одушевленное существо, личность, индивидуальность, желание, личностная определенность. В арабском языке не существует возвратных личных местоимений, их место занимают слова айн и нафс (сам, само). Таким образом, термин 'илм ал-нафс (наука о душе) переводится как «психология». Когда в суфийских текстах речь заходит о нафсе, то обычно имеется в виду ал-нафс ал-амара, примитивная душа (во французском языке это ame concupiscente, в латыни — cupido libido), то есть человеческое «я» во власти зла. В данном контексте это слово обозначает целостную душевно-телесную структуру человека в той степени, в которой он следует эгоцентрическим устремлениям и подчинен страстям «плоти». В структуре души также существуют три более высоких уровня, достигаемых на пути духовного преображения: ал-нафс ал-лаввама (обвиняющая душа, или совесть), ал-нафс ал-мулхама (вдохновленная душа) и ал-нафс ал-мутма'инна (успокоенная душа).

ВВЕДЕНИЕ

С суфийской точки зрения материальная природа (таб), Я (нафс), сердце (дел), дух (рух), глубинное сознание (сирр или хафи) и сокровенное сознание (сирр-и сир или ахфа) представляют собою стадии развития, через которые проходит человеческая душа на своем пути к совершенству.

Подчинившийся нафсу обладает чертами материальной природы. Сходным образом у человека, руководимого сердцем, еще остаются признаки нафса и материальной природы. Те, кто следуют нафсу, не осведомлены о сердце, а те, кто следуют сердцу, не ведают о духе.

Что знает нафс о сокровищах, хранящихся в сердце? Что известно сердцу о незримом, которое наполняет святилище духа? Что ведает дух о наследии, лежащем в шатре глубинного сознания? И что знает глубинное сознание о реальности сокровенного сознания? Поистине, нафс — это место Божественного залога (аманат), сердце — обиталище постижения, дух — знамение свидетельствования, глубинное сознание — пристанище любви, а сокровенное сознание — только Бог ведает, что содержит оно. И кто может это знать! Оно превыше воображения человеческих существ. (КАМ VI 112) [1]

Согласно Са'ади,

Цель человечества конечную узри:
Достигнуть точки той,
Где ничего не видишь, кроме Бога.

Цель этой книги — дать обзор этапам, через которые проходит психика, продвигаясь от материальной природы к сокровенному сознанию, и изложить взгляды различных наставников Пути на данный предмет.

 

Сокровенное сознание

Где существует только Бог

 

Глубинное сознание

Где воспринимается только Бог

 

Дух

 

Место встречи
между Единством
и множественностью

Сердце

 
 

Нафс

 
 

Материальная природа

 

Этапы продвижения и совершенствования человеческой психики
в процессе прохождения суфийского Пути


Примечания:

[1] Здесь и далее см. сокращения в конце книги (прим. перев. русск. изд.).

Полностью книгу можно прочесть здесь