Как стать учеником

Джавад Нурбахш

Есть множество причин, по которым люди ищут наставника и покоряются ему. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Ученик покоряется наставнику, потому что им движет стремление обрести знание. Спустя некоторое время он понимает, что здесь нет знания, которое можно обрести. Наоборот, на Путь становятся, чтобы освободиться от знания. Такой ученик неминуемо обнаруживает, что здесь нечего обретать, и он ступил на Путь, руководствуясь ложными побуждениями, не понимая, что

    Единожды утратив знание о себе,
    Я с наслаждением вкусил все виды знания.
    Освободись от знания,
    В потере такой содержатся все виды знания.

  2. Ученик покоряется наставнику, потому что тот соответствует его представлениям о том, каким должен быть учитель. В процессе обучения такой ученик может узнать о состояниях наставника или познакомиться с продвинувшимися учениками и таким образом получить представление о том, каким должен быть учитель. Он покоряется наставнику, чтобы через несколько лет обнаружить, что тот не соответствует его ожиданиям. В итоге ученик покидает учителя, чтобы идти своим путем. Дело может дойти даже до упреков в адрес наставника и отречения от него. Такой ученик воспринимает учителя через призму своих стереотипов, что неизбежно приводит его к критике, и, в конечном итоге, отречению от наставника. На самом деле такой человек желает быть учеником наставника, выдуманного им самим. Руми говорит об этом так:

    Они едят и пьют в мире фантазий,
    Их желания и их страсти зиждятся на фантазиях,
    Их война и их мир — не более чем фантазия,
    Их слава и их стыд основаны на фантазиях.

  3. Человек становится учеником исключительно из-за стремления к Реальности. Он находит наставника, руководствуясь не умом, а Божьим благоволением, с помощью любви и привлеченности, и с полной искренностью вверяет себя учителю. Он принимает наставника таким, каков тот есть. Такой ученик не распространяет на него свои ожидания — он просто любит его всем своим существом, поэтому принимает все, что бы наставник ни сделал.

    Такой ученик не придает значения вере или неверию учителя. Ведь не зря говорят, что «неверие наставника — это вера ученика». Иными словами, даже если учитель делает нечто, что ученику трудно принять, последний должен довериться ему и не позволить своей преданности ослабеть.

    На этом пути главное достояние ученика — Божья благодать, укрепляющая его верность. Как сказал Хафиз:

    Я — ученик Хранителя священного огня,
    Так не сердись же, проповедник, на меня:
    Того уже достиг он в этом мире,
    Что ты лишь в будущем готовишь для меня.

    Таких учеников в любую эпоху можно сосчитать по пальцам одной руки. Они бросаются в пламя свечи Абсолютной реальности и сгорают в нем.