Божественная реальность

Джавад Нурбахш

Тот, кто стремится познать Божественную реальность (­хакикат) и достичь Единства, как его понимают суфии, сталкивается на Пути с двумя трудностями: самостью и ее желаниями. Необхо­димо преодолеть эти препятствия, прежде чем у искателя откроется око, зрящее Бога.

Чтобы избавиться от желаний самости, наставники Пути предписывали служение другим людям. При помощи служения искатель мало-помалу перестает уделять внимание своим собственным желаниям и начинает радоваться радостям других. Как говорится: «Если ты ходишь по воде, ты всего лишь щепка; если ты летаешь по воздуху, ты всего лишь муха; обрети сердце и стань человеком».

Чтобы избавиться от эгоизма или самовлюбленности, необходи­мо сделать выбор в пользу любви к другим людям. Эта любовь служит символом, который указывает направление к Истин­ной, или Божественной, любви. В отличие от самовлюбленности, любовь к другим поможет ослабить оковы своей самости и в итоге освободить искателя от тревог и забот о делах материального мира, обрести покой и ощутить духовную радость.

Высочайшая степень любви к другим — это любовь к духовному учителю, наставнику Пути, отринувшему свою самость и дарующему зрение, которое позволяет видеть Бога. Конечно, если учитель несовершенен, велика опасность, что в итоге он создаст собственный культ. Но совершенный наставник всегда стремится преобразить любовь учеников к себе в любовь к Богу.

На первой ступени искатель перестает фокусировать внимание на самом себе. На второй ступени учитель с помощью своих методов и наставлений направляет внимание искателя к Богу, постепенно убирая завесу, которую представляет собой сам наставник, так что искатель мало-помалу осознает только Единство, полностью утрачивая сознание самости. В этом состоянии искатель видит Бога глазами Бога, созерцая Божественную реальность такой, какова она есть. Наконец, нет больше ни искателя, ни наставника, остается лишь Он, созерца­ющий Самого Себя.