Современный суфизм

Джавад Нурбахш

Сначала пламя любви было всего лишь
Мерцающим огоньком.
Многие пришли,
И с тех пор оно разгорелось.

Хаджи Мулла Хади Сабзавари

В наше время распространено немало заблуждений в отношении суфизма, так что будет уместно прояснить некоторые его основополагающие принципы. Люди должны знать, что сегодняшний суфизм значительно отличается от того, каким он был тысячу лет назад. Более того, суфизм и сейчас постоянно эволюционирует вслед за изменениями, происходящими в обществе.

Приведем три примера такого развития:

  1. Пассивность и уход от мира

    Уединение от общества, проведение дней и ночей в молитвах в суфизме осуждаются. У всех наставников Пути была своя профессия, они никогда не жили за счет общества. В прошлом некоторые из них подчас были вынуждены жить вдалеке от  мира из-за вероломных представителей ортодоксального ислама, которые противодействовали суфизму как завуалированно, так и открыто. Такие наставники оставляли общество, чтобы избежать нападок со стороны толпы, подстрекаемой враждебно настроенными мусульманами, объявлявшими всех суфиев неверующими и еретиками.

    Однако в наши дни уединение и уход от мира и общества считаются в суфизме неприемлемыми. Всем суфиям настоятельно рекомендуется иметь работу, плодотворно трудиться на благо общества, зарабатывать на жизнь и обеспечивать свои семьи. Прежде всего, они должны служить другим людям. Если суфий проводит время, безучастно сидя в углу, то можно быть уверенным, что это — либо заблуждающийся человек, либо лицемер.

  2. Служение творению

    Один из основополагающих принципов суфизма — это служение творению, или, иными словами, миру, в котором мы живем. Таким образом, настоящий суфий никогда не бездельничает. Чтобы быть суфием, нужно не только быть полноценным членом общества, но и щедро помогать другим, радовать их серд­ца. Хотя в прошлом суфии и занимались попрошайничест­вом, они делали это в качестве упражнения, целью которого было умаление их эгоизма. К тому же на самом деле эти суфии обычно раздавали беднякам все, что получали таким способом. Тем не менее, в современном мире каждый суфий должен работать и приносить пользу, и ни один из них не просит подаяния и не паразитирует на обществе.

    Если суфий и занят молитвами и духовными упражнениями, то исключительно ради усмирения своего эго и сопротивления его желаниям, а также для обретения внутренней чистоты. Такой суфий прекрасно понимает, что Богу не нужны наши молитвы.

    Настоящее служение Богу — это служение Его созда­ниям, и тот, кто служит другим, обретает Божье благоволение и благо­словение. Таким образом, суфий ценит жизнь как возможность служить Божьим творениям, помогать им и смягчать их сердца, видя в людях лишь проявления Бога.

    Искатель устремлен только к Богу, ибо влюбленный в Бога не ждет ничего от Божьих созданий в своей любви к Нему.

  3. Исчезновение в Боге

    Суфии встают на Путь, чтобы исчезнуть в Боге. Насколько это трудно, можно понять из стихотворения Руми:

    Среди тысяч искателей найдется всего несколько суфиев.
    Остальные просто живут за счет благодати мастера.

    Сила, стойкость и способности, которые необходимы для достижения этой цели, есть не у каждого. Однако если в служении всему творению такой человек сосредоточен на Боге и сохраняет постоянство в своих устремлениях, он будет так или иначе воз­награжден Божественным благоволением.

    Подводя итог, можно сказать, что суфизм — это школа служения Богу и человечеству, где нет и следа личных притязаний или лицемерной набожности.