Принципы Пути

Джавад Нурбахш

В основе суфийского Пути лежит постижение Реальности по­сред­ством опыта. С суфийской точки зрения Реальность может быть описана как Абсолютное бытие, Абсолютный свет, Абсолют­ная красота или Абсолютная любовь.

Бог суфиев превыше всего, что может быть сказано, услышано или прочитано. Суфий стремится обратить свою любовь к Истинному Богу, который и есть Абсолютное бытие. Воистину, изначально мы принадлежали Божественному единству. Затем мы пришли в этот мир, обрели эго, и оно стало тем самым средоточием самости, которая разлучила нас с Богом. Та же самость создает завесу между суфием и Реальностью. Для того чтобы завеса поднялась и суфию удалось достигнуть Реальности и Единства, существуют особые методы, цель которых — помочь чело­веку избавиться от болезненного пристрастия к проявлению своего существования.

Поначалу суфий уподобляет себя влюбленному и его дальнейшее обучение, таким образом, строится на этом допущении. Конечно, если кто-то попытается постичь Путь при помощи интеллекта или обратится к логике, чтобы понять, о чем говорят суфии, то не поймет ничего. Это снадобье на него не подействует.

Наставник Пути предписывает влюбленному в Бога два метода:

  1. Суфий учится быть похожим на влюбленного, постоянно вспоминающего свою возлюбленную, то есть постоянно поминает Бога, чтобы мало-помалу при помощи этого поминания отдалиться от своей самости. Как сказал поэт:

    Я думал о Тебе так часто,
    Что с головы до пят Тобою стал.
    Ты понемногу приближалась,
    Я незаметно исчезал.

  2. Как говорилось выше, все существующее — это проявление Абсолютного бытия. Поскольку суфий влюблен в Бога, он любит и Его проявления. Другими словами, в своем сердце суфий хранит любовь к Богу, в то время как внешне любит все сотворенные существа и служит им. Эта любовь и это служение творению отдаляют суфия от себялюбия и озабоченности своей самостью.

Таким образом, метод возвращения суфия к Абсолют­ному единству включает: во-первых, поминание Бога (зикр) и, во-вторых, служение, добротолюбие (махабба) и сострадание по отношению к другим людям без ожидания какого-либо воз­награждения от Бога или творения.

В заключение необходимо подчеркнуть, что целью поминания Бога является поддержка человеческого духа в его путешест­вии к высшим планам бытия, ибо сам Бог не нуждается в том, чтобы Его поминали. С другой стороны, в служении другим есть два преимущества: оно не только отдаляет искателя от себя­любия, но и подталкивает его к стремлению снискать Божье довольство. Поистине, что делается ради Бога, то и есть служение творению.

Как сказал Абу-л-Хасан Харакани: «С раннего утра ученый хочет приумножить свои знания, а подвижник — ужесточить аскезу. А Абу-л-Хасан стремится доставить радость сердцу брата» (из Тазкират ал-аулийа Аттара).