Посвящение

(Глава из книги Джавада Нурбахша «Путь. Духовная практика суфизма»)

Входя в «Таверну руин»,
Чти ее обычаи,
Ибо обитатели за этой дверью —
Доверенные Владыки.

Хафиз

Вступая на Путь «людей сердца», необходимо соблюдать определенные правила и обычаи (адаб). На протяжении многих столетий суфии следовали этим правилам и уважали их. Эти правила и обычаи были переданы нам наставниками Пути, они соблюдаются и в настоящее время.

Заповедь гласит: «Следуй по Пути так, как другие следовали ранее». Памятуя о ней, ниже перечислены правила и обычаи обряда посвящения. Скрытый смысл и значение этих правил и обычаев разъясняются для того, чтобы эта книга могла послужить руководством для ищущих.

ПЯТЬ ОМОВЕНИЙ (ГУСЛ)

Прежде чем войти в мир духовной нищеты (факр), те, кто стремится приблизиться к Богу, должны совершить ниййат, а затем пять омовений (гусл), описанных ниже.

  1. Омовение покаяния (тауба)

    В этом омовении искатель раскаивается во всех своих бывших проступках и заблуждениях. Присоединяясь к тем, кто поклоняется Богу, он (или она) также просит прощения за грех самопоклонения.

  2. Омовение покорности (таслим)

    В омовении смирения искатель дает обет (ниййат) покорности Богу. Это значит, что в каждый миг своей жизни искатель довольствуется тем положением, в котором находится, и считает ситуацию происходящей согласно Воле Бога.

  3. Омовение посвящения на путь духовной нищеты (факр)

    Чтобы войти в мир духовной нищеты, человек должен быть чист как внешне, так и внутренне. Поэтому совершается омовение и очищение внешних покровов, чтобы и внутренне человек был также склонен к чистоте.

    Очисть себя и тогда ступай в «Таверну руин»,
    Чтобы она не была тобой загрязнена.

    Хафиз

  4. Омовение паломничества (зийарат)

    Согласно обычаю, перед посещением уважаемых людей в миру, необходимо очистить тело и надеть чистую одежду. Сходным образом, посещая совершенного человека, или «Наставника Пути» (пир-э тарикат), следует очистить себя.

    Сначала стань чистым, и лишь затем
    Смотри на Чистого Человека.

    Хафиз

    Поэтому искатель совершает омовение, очищая себя внешне, прежде чем приблизиться к учителю и получить наставления, касающиеся Пути.

  5. Омовение осуществления (када-йи хаджат)

    «Мольба» (нийаз) искателя, странствующего по Пути, — о том, чтобы достичь ранг Совершенства. Перед тем как прийти к наставнику, искатель совершает омовение, символизирующее его решимость осуществить эту задачу.

ПЯТЬ СИМВОЛОВ ДУХОВНОЙ НИЩЕТЫ

После того как искатель совершил пять омовений, он (или она) подготавливает пять предметов, которые будут отданы учителю. Учитель примет их и поведет ученика по пути странствующих к Единству. Вот эти пять предметов: несколько квадратных метров белой ткани, целый мускатный орех, кольцо, монета и немного леденцовой карамели (кристаллизованного сахара).

Каждый из этих объектов символизирует определенное обязательство, взятое на себя теми, кто устремлен к Богу. Эти обязательства представлены в виде символов, чтобы они запечатлелись в памяти путника и никогда не забывались.

  1. Белая ткань (шилвар)

    Белая ткань, отдаваемая наставнику, символизирует саван и указывает на то, что путник, подобно мертвому телу в руках обмывальщика (гасил), полностью смиряется перед Богом. Он считает приказания наставника приказаниями Бога и подчиняется им, не спрашивая «как?» или «почему?».

  2. Целый мускатный орех (джуз)

    Джуз символизирует голову путника. Вручая джуз наставнику, путник соглашается никогда не раскрывать Божественные тайны, открытые ему. Он не должен выдавать эти тайны, даже если ему грозит быть обезглавленным. Иными словами, голова путника символически вручается наставнику в качестве залога за Божественные тайны.

  3. Кольцо (ангуштар)

    Кольцо, отдаваемое наставнику при вхождении в мир духовной нищеты, символизирует цепи, которые в прежнее время носили рабы, и олицетворяет преданность путника Богу. Отдавая кольцо наставнику, путник дает обет полностью посвятить себя Богу и отказаться от каких-либо других желаний.

  4. Монета (сикка)

    Монета символизирует мирское богатство и изобилие. Путник, вручая монету наставнику, дает клятву освободить свое сердце от любых вожделений к богатству мира. Здесь следует заметить, что цель состоит в том, чтобы не иметь привязанности к богатству. Если суфий в один день богат, а в другой — беден, ни то, ни другое состояние не оказывают на него никакого воздействия. В богатстве суфий должен быть щедр, в бедности — радостен и терпелив.

  5. Карамель (набат)

    Набат олицетворяет дар при втором рождении искателя. Если первое рождение — от матери, то второе рождение происходит при вступлении в мир духовной нищеты. Он, рожденный в материнском мире природы и множественности, возрождается в царстве Духовности, Истины и Единения, в мире любви-‘ишк, любви-махаббы (добросердечия) и Единства (таухид). Вручая карамель, путник также осознает, что по Пути надо следовать с радостью и внутренним покоем, а не в состоянии подавленности и недовольства.

ПЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Прежде чем войти в круг духовной нищеты, искатель берет на себя пять обязательств по отношению к наставнику. Только тогда, когда искатель понимает и принимает важность этих обязательств, наставник берется вести его или ее по праведному Пути Единства в братстве ниматуллахи.

  1. Cмирение перед Богом (таслим)

    Искатель, вступая в мир суфиев, дает обет всем сердцем и с полной искренностью смириться перед Богом. Смирение означает, что искатель полностью, как внутренне, так и внешне, предает себя воле Бога, и довольствуется тем, что пожелает Бог.

  2. Доброта к Божьим созданиям

    Суфий, начиная странствие по Пути, дает обет не причинять беспокойства Божьим созданиям и быть добрым и дружелюбным по отношению к ним. Суфию следует постоянно руководствоваться строчками из стихотворения Саади:

    Я радостен и умиротворен в этом мире,
    Поскольку мир радостен и умиротворен в Боге.
    Я влюблен во все сотворенное,
    Ибо все сотворенное принадлежит Ему.

  3. Сохранение тайн Пути

    В начале Пути (сулук) суфий дает обязательство никогда не раскрывать передаваемые ему тайны ни друзьям, ни посторонним, ни собратьям-дервишам. Среди этих тайн — «поминание», объекты размышления, а также открытия и откровения в мире Единства. О тайнах не следует говорить ни с кем, кроме наставника. Тогда тайны не попадут в руки тех, кто не способен их хранить.

    Друг, который почтил своим присутствием виселицу,
    Обвинялся в разглашении тайн.

    Хафиз
  4. Служение на Пути

    С первого шага на Пути суфий должен принимать и сердцем, и духом каждый приказ или задание наставника и подчиняться им, не спрашивая «как?» и «почему?». Суфий должен знать, что нерадивость в служении приведет его лишь к отклонению от дороги преданности. Такое служение настолько важно, что можно сказать следующее: «Все, что суфий обретает, он обретает благодаря служению».

    Саади дает прекрасную иллюстрацию этому положению в той части Бустан («Плодовый сад»), которая рассказывает о султане Махмуде и его рабе Айазе. Этот отрывок начинается с того, что кто-то критикует Махмуда, говоря: «Как странно это! Айаз, его любимчик, некрасив, он — цветок без цвета и без благоухания. Как странны предпочтения соловья!» Услышав эти слова, Махмуд отвечает: «Поистине, моя любовь — к его добродетели, а не к его фигуре или лицу».

    Саади далее рассказывает историю о том, как однажды в королевской процессии верблюд, нагруженный драгоценными камнями и жемчугом, споткнулся и упал, разбросав драгоценности. Султан Махмуд, будучи человеком щедрым, дал разрешение сопровождавшим его придворным забрать добычу себе, а сам стремительно поскакал вперед. Все придворные бросились собирать драгоценности, забыв о своем султане при виде этого богатства. Только Айаз не обратил внимания на драгоценные камни и последовал за султаном.

    Когда Махмуд увидел, что его раб скачет за ним, он прокричал: «О Айаз, где же твоя добыча?» В ответ Айаз промолвил: «Я не искал драгоценностей, но следовал за моим Владыкой; как могу я уделять внимание твоим дарам, когда мое единственное стремление в том, чтобы служить?»

    И в заключение Саади говорит:

    О друг, если ты — приближенный Трона,
    Не забывай о Царе ради Его драгоценностей;
    Ибо на этом пути святой не просит у Бога ничего, кроме Него самого.
    Так что знай: если ты ищешь что-либо, кроме благодати Друга,
    Ты — узник собственной темницы, а не Его.

  5. Диг-джуш

    Вступая в мир духовной нищеты, суфий внутренне провозглашает: «Я пришел, чтобы пожертвовать собой ради Друга». Показывая свою готовность, суфий, подобно Ибрахиму, по Божьему указанию принесшему в жертву овцу вместо Исмаила, приготавливает из баранины специальную еду (с разрешения кутба или шейха). Эта еда готовится в соответствии с адабом и традициями духовной нищеты и распределяется среди дервишей. Еда, приготовленная таким образом, называется диг-джуш.