Из книги д-ра Джавада Нурбахша «Путь. Духовная практика суфизма»

Существует четыре принципа, которым должны следовать дервиши суфийского братства ниматуллахи: зикр (поминание), фикр (размышление), муракаба (медитация), мухасаба (самоанализ).

Поминание

Словарное определение слова зикр — «поминание». Однако для суфиев этот термин имеет и более конкретное значение: полная и безупречная сосредоточенность внимания на Боге, игнорирующая все, что не есть Бог.

Ты истинно Нас помнишь сердцем и душой,
Только забыв про оба мира.

Шах Ниматулла Вали

Зикр, передаваемый наставником, который находится в подлинной «цепи духовной преемственности», является плодом древа Любви. Такой зикр подобен хорошему зерну, готовому к севу.

Зерно Любви, посеянное в сердце суфия, вскормлено и защищено от гибели вниманием наставника: подлинный учитель прошел Путь и знает об опасностях, подстерегающих идущего. Он знает, как поступать в любой из тех ситуаций, где зерно Любви и Преданности подвергается опасности, и выхаживает его, чтобы оно могло благополучно созреть и принести плоды. Зикр — это духовная связь между учителем и учеником. Посредством этой связи с учителем ученик уже на ранних стадиях Пути соединен с Богом.

Размышление

Фикр определяется в словаре как анализ или размышление. Размышление для суфия — это странствие по Пути, проходящему через сердце. Размышление такого рода возникает благодаря поминанию Бога. Посредством поминания Бога молния Божественных манифестаций озаряет обитель сердца. Под воздействием этого озарения сердце пробуждается, становясь проводником на Пути Истины.

В то время как рациональное размышление «сплетается», сердечное размышление значит «быть найденным» [Богом]. В рациональном размышлении побуждение и движущая сила — разум, тогда как в сердечном размышлении побуждение и движущая сила — только Бог.

Откажись от разума и будь с Единым,
Ведь летучая мышь не выдерживает солнечного света.
Там, где проводник на пути — Божественный Свет,
Какая надобность в советах Джибраила?

Шабистари

Медитация

Муракаба — это двое людей, которые заботятся друг о друге и защищают друг друга. Мудрецы Пути говорили о муракаба следующее: как Бог заботится о человеке и защищает его, так и человек в своем сердце должен заботиться о Боге и оберегать свою связь с Ним.

Муракаба — это отстранение, как внутреннее, так и внешнее, от всего, что не есть Бог, и концентрация всем своим существом на Боге. На ранних стадиях Пути медитация является способом самоконтроля. Результат медитации после приложения значительных усилий — успокоение тревожных мыслей, а сердце при этом обретает безмятежность, покой и близость к Богу. В результате подобной медитации суфий постепенно отчуждается от мира «я» и «ты». Он теряет даже ощущение медитации с ее остаточным привкусом двойственности. Бог заставляет суфия умереть для себя и возрождает его к жизни в Себе самом.

Самоанализ

Согласно словарю, мухасаба означает подведение баланса или точность в расчетах. В суфийской терминологии мухасаба, или самоанализ, — это учет собственных поступков и помыслов во время странствия к Богу, а также осознание того, что Бог тоже постоянно ведет учет поступков человека.

По словам Шаха Ниматуллы:

«В начале мухасаба представляет собой поддержание равновесия между отрицательными и положительными поступками. В конце это — осуществление чистого Единства, как на стоянке «Единства во множественности» (внутренне погрузившись в Бога, а внешне существуя в мире), так и на стоянке «Единства в Единстве» (как внешней, так и внутренней поглощенности Богом)».