Психология суфизма: сердце и душа

Джавад Нурбахш

СЕРДЦЕ

Стань человеком сердца
или хотя бы служи такому человеку;
А иначе ты так и останешься
ослом, застрявшим в грязи.

Когда у человека нет сердца,
ничто ему не впрок,
Никчемностью своей прославится
он по всему миру.

(СГР 144)[*]

Когда нафс достиг высшей ступени совершенства, он переходит на уровень сердца.

Фактически, успокоенный нафс и есть само сердце. Философы называют его «рациональный нафс» (нафс-и натика). Большинство людей, однако, находятся на психологическом уровне материальной природы (таб) и нафса; у них нет сердца.

Сердце — это град, расположенный между владениями Единства (дух, рух) и землей множественности (нафс). Если сердце отрезает пуповину, связывающую его с нафсом, оно попадает под владычество духа; то есть оно становится сердцем в истинном смысле этого слова, начисто отполировавшим ржавчину множественности. С другой стороны, если над сердцем довлеет нафс, оно затемняется от тусклости множественной природы нафса и окрашивается в соответствующие тона.

Дух — источник добра, а нафс — зла. Любовь — это армия духа, а страсти — армия нафса.

Дух — это преуспеяние в Боге, тогда как нафс — неудача в Боге. Сердце расположено между двумя этими владыками, и победивший из них покоряет и сердце.

Когда любовь призывает сердце,
Сердце бежит от всего сотворенного.

Руми

Сердце — это область всех постижений и совершенства духа; это область, где происходят откровения Богопроявленности различных уровней Сущности. Арабское название сердца, калб (вращение), указывает на его срединное положение между нафсом и духом. Сердце является мостом, связующим их; оно делает проявленным совершенство обоих и, черпая благодать духа, передает ее нафсу.

Чаша, в которой виден весь мир, —
это сердце Совершенного Человека.
Зеркало, отражающее Бога,
и есть на самом деле сердце.

(СГР 3)

Глина Адама обрела пластичность
благодаря росе любви;
Потому в мире появились
сотни бедствий и раздоров.
Скальпель любви
уколол вену духа.
Выступившая капля
была наречена сердцем.

Маджо'д-Дин Багдади

В своем комментарии к Фусус ал-хикам [1] Джами пишет:

«Сердце — это реальность, заключающая в себе реальность материального мира и органы физического восприятия, с одной стороны, а с другой — реальность духовную и свойства нафса».

В суфийской терминологии сердце — это нематериальная светоносная субстанция, расположенная между духом и нафсом; субстанция, посредством которой возможно стать (подлинным) человеком. Философы называют эту субстанцию рациональным нафсом, утверждая, что он восседает над животным нафсом. (КФ 1170)

В этом владении
царствует сердце;
На пути к лотосу [2]
порогом служит сердце.
Тело — ничто,
сущность человека — сердце;
«Между двумя пальцами» [3] Бога
обитает Сердце.

Оно может играть роль
и религии, и неверия;
Оно одинаково способно вызывать
и доброту, и злобу.

Вы слышали много раз
историю о джамшидовой чаше [4]

* * *

Знай же, что чаша Джамшида —
это твое сердце,
Что твое сердце является троном
и радости, и печали,
Если ты призван
увидеть мир,
Ты сумеешь увидеть
все, что есть в нем.

(M 140)

Розовый куст души
был посажен в надежде,
что расцветет
роза сердца.

Свернутыми в этом бутоне
были лепестки всего,
Что сотворено,
будь то индивидуальное или всеобщее.

Красота прекрасного —
это признак Его благодати;
Область пространства и времени —
книга Его множественности.

Вселенная и все в ней находящееся,
Как и все, называемое мудростью,
составляющей Его мир,

Теряется в безмерности
области сердца;
Это лишь капля
в сердце, в Красном море.

Как можно измерить то,
Что содержит Бога?

Сердце, расположенное
в завесе тела,
Подвержено жизни и смерти.

Проявленность божественных таинств
и отражение божественного света
Находятся не в физическом сердце,
а в подлинном сердце.

Если бы сердце было просто
сотворено из праха,
Не было бы различия
между сердцем твоим и ослиным.

Долго ли ты будешь похваляться
этим предметом из праха?
Осел тоже извлекает пользу
из этого орудия.

Тот, кто, подобно ослу,
придает ценность этому орудию,
Променял драгоценную жемчужину
на глиняную бусину.

Ты должен покориться тому,
чье сердце подобно океану,
Если хочешь обрести
сердце-жемчуг.

Ты должен разбить свой шатер
рядом с наставником,
Если хочешь обрести
у него сердце.

Твое сердце — это яйцо
прекрасной птицы,
Но нет и следа движения
или полета в нем.

Чтобы оживить его,
заставить его взлететь,
Отдай его наставнику,
который поможет ему вылупиться.

(ХАу 388)

Почему духовное сердце называют сердцем

То сердце, о котором говорят суфии, отлично от одноименного физического органа. Физическое сердце — кусок плоти, расположенный на левой стороне тела под грудной костью. Термин «сердце» используется для обозначения духовного сердца из-за того, что между духовным сердцем и физическим сердцем существует определенное соответствие.

Физическое сердце находится в состоянии постоянной перемены, регулируя изменения венозной крови, более грубой в более утонченную артериальную. Духовное сердце также находится в состоянии постоянной перемены, вращаясь между утонченными влияниями духа и грубыми воздействиями нафса. Отсюда возникло арабское название сердца, калб, от корня к-л-б, означающего «вращать» или «переворачивать».

Физическое тело посылает кровь по артериям и получает грубую кровь из вен; этот процесс необходим для очищения человеческой крови. Сходным образом, духовное сердце получает грубые качества нафса и с помощью духа очищает их, изменяя их в духовные черты характера и благоприятствуя оздоровлению человеческой психики. Линия, разграничивающая утонченную реальность психики и грубые свойства нафса проходит на самом деле через сердце.

Физическая жизнь каждого человека связана с его физическим сердцем; если сердцу нанесен ущерб, человек заболевает; если сердце останавливается, он умирает. Точно так же духовная жизнь каждого человека связана с его духовным сердцем; если человек попал под воздействие свойств нафса, у него складывается дурной характер, а если сердце полностью побеждено нафсом, как бы умирая, то у такого человека прекращается и духовная жизнь.

Физическое сердце — область взаимодействия между венами, приносящими грубую кровь, и артериями, несущими утонченную кровь, обогащенную кислородом, которая становится утонченным воздухом легких, дыханием. Духовное сердце, сходным образом, — это область взаимодействия между грубыми силами нафса и возвышенными силами духа, духовным дыханием.

Физическое сердце называют так потому, что оно занимает относительно серединное положение в теле. По той же причине духовное сердце называемо так потому, что в процессе совершенствования человеческой психики оно выполняет свою функцию в срединной точке между нафсом и духом.

Физическое сердце поддерживает непрекращающееся функционирование тела посредством постоянных и самопроизвольных сокращений. Точно так же духовное сердце автоматически регулирует характер и психологические проявления. Физическое сердце управляет физическим телом, тогда как духовное сердце управляет психикой.

Духовное сердце называется калб, так как оно проходит через различные уровни состояний в процессе продвижения к совершенству. Поскольку состояния божественного происхождения и то, чем наделяет Бог, бессчетно, то повороты и продвижения, совершаемые человеком на пути к совершенству, в сочетании с беспредельностью предвечной Красоты и Величия бесконечно разнообразны. (MX 97)

Сердце называется калб, поскольку оно — место проявленности различных аспектов Бога; в нем каждое мгновение открывается новый аспект, когда оно поворачивается (монкалиб) от одного Атрибута к Другому. Оно также движется от аспекта, который сопричастен Богу, к аспекту, который со-причастен творению. Таким образом сердце получает благодать от Бога и передает ее твари. (СГР 4)

Сердце — это место
Богопроявленности:
Как можно называть
сердцем обиталище дьявола?

Пойди и вышвырни собакам
этот материальный объект,
Который ты называешь
сердцем!

Подлинное сердце таково,
что даже в момент катастрофы
Ты не найдешь в нем абсолютно ничего,
кроме Бога.

Нуро'д-Дин Исфараини [5]

Не у каждого есть сердце

Важно отметить, что среди всех сотворенных существ только люди могут обладать духовным сердцем.

С точки зрения развития психики, однако, большинство людей продвинуты не далее, чем уровень материальной природы (таб) или нафса. Лишь немногие достигли в сердце такого духовного уровня, что можно с полным основанием сказать: у них есть сердце.

Согласно Корану: «Поистине, в этом — напоминание тому, у кого есть сердце...» (К.50:37)

О сердце, побудь с кем-нибудь,
кому ведомо сердце;
Ступай под дерево,
на котором свежераспустившиеся цветы

Руми

Живое сердце и мертвое сердце

Сердце — это поле битвы между армиями духа — духовными качествами и похвальным характером, с одной стороны, и армиями нафса — свойствами нафса и предосудительным характером — с другой. Если поле сердца попадает под влияние нафса и его атрибутов, сердце мертвеет; но если поле сердца наполняется духовными и человеческими атрибутами, сердце оживает, а обладатель такого сердца называется сахиб-дел (обладающий сердцем), и он известен как «человек сердца» (ахл-е дел).

Сердца большинства людей находятся в состоянии постоянного колебания между «мертвосердечностью» и «живосердечностью», хотя большинство склоняется к первому и лишь немногие — ко второму.

Кто-то спросил Джунайда, когда сердце действительно умиротворено. Он отвечал: «Когда оно действительно сердце.» (ТА 428)

Не перепутай сердце с нафсом!

Обычные люди подвержены тенденции путать сердце и нафс. Когда кто-то говорит: «Я желаю всем сердцем, чтобы...», то желает не сердце; источник желания — нафс. Когда человек говорит: «это близко» или «не близко моему сердцу», то не сердце, а нафс приемлет или отвергает данный предмет; сердце выше приятия или отвержения.

Когда кто-либо говорит: «чует мое сердце, что-то должно случиться», это указывает на то. что сердце находится под влиянием нафса. Совершенное сердце видит и предвечность, и послевечность; оно не нуждается в предсказаниях или чудотворных способностях.

Сердце «обладателя сердца» лишено желаний. На это указывается в истории о дервише, которого спросили, чего желает его сердце. Он отвечал: «чтобы мое сердце не имело желаний». Произнося свои ежедневные молитвы, Байазид восклицал: «Господь, тебе ведомо, что я желаю!» Именно о таком сердце Пророк сказал: «Сердце верующего зажато между двумя пальцами Милостивого; Он поворачивает его, как пожелает».

Самосознание, бессознательное и сознание сердца

Человечество можно классифицировать на три категории в зависимости от соответствия материальной природе (таб), нафсу и сердцу.

Первая категория — несознающие люди, живущие на психологическом уровне материальной природы и интересующиеся только едой, сном и сексом. Этот тип называют примитивным человеком или дикарем.

Вторая категория — люди самосознающие, те, кто живут на психологическом уровне нафса и обладают всеми описанными выше характеристиками, к которым следует добавить также честолюбие, эгоизм, поиск социального статуса. Все эти качества имеют своим источником самолюбие и эгоцентризм. Этот тип называют цивилизованным человеком.

Третья категория — люди, обладающие сознанием сердца. Это те, кто находятся на психологическом уровне сердца, обретя свободу от эго. Они — избранники, обладатели сердца, перешедшие от интеллектуального осознания к видению реальности объектов; они видят вещи такими, каковы они в действительности.

Говоря исторически, можно поставить знак равенства между тремя категориями, упомянутыми выше, и эпохами, через которые проходит человечество. С этой точки зрения современный период можно рассматривать как период самосознания. Человечеству могут понадобиться столетия, чтобы войти в эпоху сознания сердца и построить обещанный рай на земле. Хотя последнее утверждение — это не более чем лелеемая надежда, оно заслуживает внимания, учитывая постоянную устремленность человеческой психики к совершенству.

Мертвое сердце

Когда Хасана Басри спросили, почему его слова не пробуждают спящие сердца его учеников, он ответил: «Если бы они просто спали — ведь тот, кто спит, проснется от встряски. Но ваши сердца мертвы! Сколько их ни сотрясай, они не пробудятся от сна!» (ТА 33)

Малик Динар сказал: «Я спросил у Хасана, каковы последствия вовлеченности в мирские дела, на что он ответил: «Смерть сердца». Тогда я спросил, что такое «смерть сердца». Он отвечал: «Любовь к мирскому». (ТА 37)

Харакани сказал: «Всякое сердце, содержащее что-либо, кроме Бога, даже если это одно лишь богослужение, мертвое сердце». (ТА 697)

Пробужденное сердце

Раби'а сказала: «О, дети Адама, нет переходных стадий между оком и Богом и нет доступа к Нему посредством языка; понапрасну напрягает ухо слушающий, а руки и ноги — рулевой, ведущий к замешательству. Эта работа для одного только сердца. Стремись обрести сердце, которое пробуждено, ибо, когда сердце пробуждается, не нужно возлюбленной; ведь пробужденное сердце потеряно в Боге, а тот, кто потерян, не нуждается в возлюбленной. Это исчезновение в Боге». (ТА 81)

Сжатие и расширение сердца

Байазид сказал: «Сжатие сердца происходит при расширении нафса, и наоборот». (ТА 196)

Развращенность сердца

Фодхайл Иадх сказал: «Существуют две привычки, развращающие сердце: избыток сна и переедание». (ТА 99)

Недостаточность присутствия сердца

Ибрахим ибн Адхам сказал: «Дверь закрыта для того сердца, которое не присутствует в следующих трех случаях: когда читается Коран, когда человек предается поминанию (зикр) и когда он совершает молитвы (намаз)». (ТА 112)

Отмирающее сердце

Дхо'н-Нун Мисри сказал: «Существуют четыре симптома при отмирании сердца: человек не ощущает сладостности в богослужении, не боится Бога, не прислушивается к порицанию, не воспринимает знание, которому его учат». (ТА 152)

Постижение Единобытия свойственно сердцу

Знание Единобытия (вахдат-и вуджуд) принадлежит сердцу; не обладающий сердцем не сможет постичь с несомненностью истинное значение Единобытия. Такой человек может лишь имитировать понимание, пользуясь свидетельством познавших.

Сердце познавшего
знает Бытие;
Оно переживает видение
абсолютного Бытия.

(ГР 28)

Сердце как обладание духовностью

Мансур Ибн 'Аммар сказал: «Сердца преданных полностью духовны. Если что-либо мирское входит в такое сердце, то дух, явивший ему благодать, скрывается за завесой». (ТА 408)

Сердце друга Бога как область Божественного таинства

Джунайд сказал: «Сердце друга Бога (вали) — это область Божественного Таинства, и Бог не помещает Свои Таинства в сердце того, кто возлюбил мир». (ТА 438)

Предохранение сердца

Предохранение сердца бывает двух видов: если сердце предохранено посредством Реальности, оно становится предохраняющим, а если оно предохранено Богом, то говорят, что оно предохранено. Таким образом, предохраняющее сердце ведает Реальность, а предохраненное сердце защищено от нерадивости. (ТКК 517)

Сердце указывает дорогу

Абу Бакр Васити сказал: «Все небеса обладают языком хвалы и прославления, но что действительно необходимо, так это сердце, ибо оно является духовной реальностью, свойственной человечеству. Именно сердце затворяет дверь похоти и вожделения, приобретательства и самоволия; оно — твой вожак и наставник. Тебя должен призвать язык сердца, а не язык голоса. Язык человека должен онеметь и говорить должно сердцем, а не наоборот». (ТА 737)

Советчик, это абсурд —
сказать моему сердцу отвергнуть Его!
Я подчиняюсь своему сердцу,
мое сердце не подчиняется мне.

Хилали Джохта'и

Увещеватель сердца

Абу 'Али Рудбари сказал: «У каждой вещи есть свой увещеватель, и у сердца — это стыд». (ТА 757)

Освобожденное состояние сердца

Шибли сказал: «Служение есть освобожденное состояние сердца». (ТА 634)

Духовные реальности сердца

Або'л-Хасан Харакани сказал: «У сердца есть три духовные реальности: исчезновение, благословение и пребывание (в Боге). Состояние исчезновения создает рай на стадии духовной нищеты, состояние благословения — рай на стадии самодостаточности в Боге, а состояние пребывания — рай для Самого Бога». (ТА 708)

Пребывание сердец в Боге

Абу Бакр Васити сказал: «Жизнь и пребывание сердца поддерживаются Богом; более того, это отстраненность от Бога в Боге. До тех пор, пока ты видишь себя принадлежащим Богу, ты являешься дуалистом. Исчезновение исчезновения достигается посредством исчезновения». (ТА 744)

Сердце как волна моря

Або'л-Хасан Харакани сказал: «Нужно видеть свое сердце как волну, волну, исторгающую из своих глубин огненные источники, поглощающие тело. Древо верности дает побеги посреди того, что было поглощено, и на нем взрастает плод постоянного пребывания в Боге. Когда человек вкушает этот плод, его соки пропитывают сердце, проникают его, растворяя человека в своем единстве». (ТА 691)

Сердце познавшего подобно светильнику

Байазид сказал: «Сердце познавшего подобно лампе, вставленной в канделябр, сделанный из зеркал, не имеющих изъяна. Сияние сердца озаряет весь ангельский мир (малакут). Чем тогда сердцу страшна тьма?» (ТА 197)

Сердце постоянно находится в состоянии вращения

Сердце по-арабски называется калб (то, что поворачивается или вращается), потому что оно постоянно поворачивается или вращается, переходя из одного состояния в другое. С каждым поворотом оно обретает новое знание, каждое обретенное знание влечет его в новую реальность, каждая реальность прокладывает путь к постижению Бога. (ТКК 391)

Во всякое мгновение сердце
следует иной доктрине,
Следует по иному пути,
следует иной условности и религии.

Магриби

В сердце отсутствуют желания, направленные на тварный мир

Когда Байазида Вистами попросили объяснить, что такое сердце, он ответил: «Сердце — это то, что не содержит даже ничтожной частицы желания, направленного на тварный мир». (КАМ VIII 232)

Убежище сердца – не место
для связей с другими вещами;
Когда из него изгнан дьявол,
туда вселяются ангелы.

Хафиз

Исцеление сердца

Ибрахим Хаввас сказал: «Существуют пять исцелений для сердца: читать Коран и размышлять о нем, держать желудок пустым, бодрствовать и молиться до утренней зари, общаться с добродетельными». (ТА 608)

Сердце в руках Возлюбленной

Когда Харакани спросили о состоянии его сердца, он ответил: «Сорок лет мое сердце было отсечено от меня». (ТА 697)

Завеса сердца

Ибрахим ибн Адхам сказал: «Из сердца познавшего необходимо убрать три завесы, дабы открылись пред ним врата преуспеяния.

Если бы человек был наделен всем существующим в двух мирах, он бы не возрадовался, поскольку это бы означало радование тварному и указывало бы на то, что человек этот все еще алчен, а алчному не доступно преуспеяние.

Если бы человек обладал всем существующим в двух мирах и у него все это было отобрано, он не стал бы скорбеть об утрате, ибо это было бы признаком скупости, а скупой подвержен наказанию.

Если человека хвалят или порицают, он не будет этим введен в заблуждение, ибо это означало бы низость устремлений, а человек с низкими устремлениями скрыт завесой. Человек должен иметь высокие устремления». (ТА 112)

Сердце познавшего вручено Богу

Раби'а сказала: «Познавший — это тот, кто желает получить у Бога сердце. Когда Бог дает ему сердце, человек тотчас возвращает его, чтобы оно было предохранено в Божьей руке и скрыто от твари в Незримом». (ТА 81)

Мне стали безразличны
мое здоровье и здравый смысл,
С тех пор как сердце вложило свои вожжи
в Твою длань.

Хафиз

Сердце суфия как жилище и место пребывания Любви

Если сердце придет в согласие
с печалью любви,
Оно явится, оседлав
скакуна желания.

Если бы не было сердца,
где бы любовь построила себе жилище?
Если бы не было любви,
зачем нужно было бы сердце?

Са'до'д-дин Хамуйа

Чистота сердца

Або'л-Хэйр Акта' сказал: «Сердце может быть очищено только посредством правильных намерений по отношению к Богу, а тело может быть очищено только посредством служения Друзьям Бога (вали) ».

«В Божьем творении существует фундаментальное различие между одной и другой разновидностями сердца. Одна разновидность служит местом пребывания веры, ее признаком является доброта по отношению ко всем мусульманам, стремление служить им и оказание им помощи в том, что служит их благу. Другая разновидность сердца служит местом пребывания лицемерия, его признаками являются злоба, обман и зависть». (ТА 549)

Неверие сердца

Неверие сердца имеет место в трех случаях:

Во время медитации (моракаба), когда внимание человека отвлекается от существования Бога; это отвлечение делает человека неверным.

Во время общения с Богом, если человек обращается к Богу за чем-то, что не есть Бог, или же говорит о самом себе, он является неверным.

Во время самоанализа (мохасебе), когда человек пытается исправить свое глубинное сознание (сирр), если он занят чем-то другим, кроме Бога, он отделен завесой от света. Поступая так, он ставит Божьи деяния превыше Бога и является неверным. Если человек не в состоянии увидеть первопричину деяний, он — неверующий. (РКР 84)

Широта сердца

Когда сердце человека становится местом проявленности Божественного уровня, оно превращается в зеркало беспредельных Божественных качеств в той степени, которая соответствует способностям и склонностям сердца. Из всех уровней существования лишь сердце Совершенного Человека обладает широтой, позволяющей вместить Божественное Существо, как указывается в предании Пророка (хадис): «Ни Моя земля, ни Мое небо не объемлют меня, но сердце того, кто предан Мне, содержит Меня». [6]

Сердце — это место проявленности Имени Справедливый (ал-'Адл) и оно обеспечивает поддержание уравновешенности тела, нафса, способностей нафса, и поддержание уравновешенности духа. Из всех уровней существования только сердце соблюдает и внешние, и внутренние повеления, ибо оно представляет собою форму Единства Всеобъемлемости (ахадийат-и джам) между внешним и внутренним. По этой причине сердце стало местом проявленности всех Божественных аспектов. Более того, человек становится всеобъемлющим и совершенным благодаря своему сердцу.

Знай, что на самом деле сердце
и есть Чаша Джамшида;
Каждая вещь, великая или малая,
видна в нем.
Сердце — зеркало Сущности
Величественного;
Божественная красота
видна в сердце того, кто чист.

Бог не умещается
на небесах и на земле;
Знай, что соразмерно Ему
лишь сердце верующего.
Никто не видел предела
владений сердца;
Сердце служит знамением
Божьей всеобъемлемости.

Сердце — место проявленности
Божественных аспектов;
Оно являет аспекты Бога
«такими, каковы они суть». [7]

Являясь мостом между внешним и внутренним, сердце представляет собою сплав противоположностей, о котором говорит Шабистари в Голшан-и раз:

Оба мира соединены
в нем воедино;
Иногда оно становится
Иблисом, а иногда Адамом.

Поскольку человеческое сердце представляет собою проявленность Божественной Всеобъемлемости, реальности всех внешних и внутренних уровней обоих миров равно присутствуют в нем. Все Божественные Имена, составляющие противоположность, будь то Величия или Красоты, проявлены согласно способности сердца. Каждое мгновение сердце являет иную проявленность или аспект, находящийся под контролем этих Имен. В одно мгновение оно может стать Иблисом, когда возобладают Имена Величия, ибо Иблис — это проявленность, свойственная таким именам; в другое время оно может стать Адамом под влиянием Имен Красоты, поскольку в Адаме преобладают Атрибуты Прекрасного, а Имена Величия вытеснены. В результате состояние сердца не является постоянным, так что в каждое мгновение оно демонстрирует иной мир и в каждый момент — иную склонность и иной аспект.

Сотня капищ
в каждом уголке сердца,
В любой его стороне — сто Кааб,
сто мест богослужения.

Иногда оно воспаряет
в высший мир,
А иногда его стадия низменна.
Иногда оно независимо,
а иногда подвержено влияниям;
Иногда оно в Единении,
а иногда в разлуке.

Иногда оно становится ангелом,
а иногда — злобным дьяволом;
Иногда оно — интеллект,
а иногда оно полностью — нафс.

(СГР 118)

Являющая мир чаша —
сердце Совершенного Человека;
Зеркало, отражающее Бога,
и есть на самом деле это сердце.
Сердце — сокровищница,
хранящая Божественные тайны;
Ищи назначение обоих миров
посредством сердца, ибо в этом
его смысл.

(СГР 3)

Широта сердца бывает трех видов:

Широта знания, которое есть постижение Бога. Из всего существующего ничто не знает деяний Бога так, как их знает сердце. И хотя каждое существо знает своего Господа в той или иной форме, лишь сердце знает Его полностью.

Широта видения, связанная с откровением, благодаря которому сердце становится осведомленным о добродетелях Божественной Красоты. Сердце испытывает Божественные Имена и Атрибуты посредством видения. Таково положение познавших.

Широта «наместничества», связанная с воплощением Божественных Имен и Атрибутов[8], пока, наконец, сердце не начнет ощущать свою сущность как Божественную Сущность. Тогда личностная определенность искателя становится определенностью Божественного Лика (ховийат). Будучи наместником Бога, он обладает властью над миром. Такова ситуация достигших осуществления. (КФ 1171)

Влюбленный обладает сердцем, не скованным предопределенностью (та'аййон), будучи той почвой, на которой воздвигаются купола Мощи, а также местом слияния океанов Незримого и зримого. Устремления сердца так велики, что:

Если оно выпьет тысячу морей
вина чашу за чашей,
Оно все равно возжаждет
еще и еще вина.

Соответственно сердце обладает такой широтой, что целая Вселенная не могла бы его вместить; вся Вселенная исчезла бы, охваченная им, подобно бесконечно малой песчинке. Оно разбивает шатер целостности (фарданийат) при дворе исключительности (вахданийат) и строит дворец Божественного царствования. Оно вершит там свои деяния — раскручивается и закручивается, сжимается и расширяется, колеблется и уравновешивается.

Сжимаясь,
сердце прячет то, чему дало ход;
Расширяясь,
оно возвращает то, что спрятало.

Я поражен тем, что Изваяние, чья красота
такова, что ее не вместит мир,
Может занять постоянное место
в моем крохотном сердце.

О широте своего собственного сердца Байазид сказал: «Если бы Престол и все, что он содержит, было помещено в уголок сердца познавшего, он бы этого не почувствовал».

Сердце Байазида было именно таким, и потому он все видел как Вечное. Отсюда и возникло его экстатическое восклицание: «Слава мне!»

Джунайд сказал: «Когда к Вечному присоединяется преходящее, от преходящего не остается ничего». (Лм 36)

Видение и наитие сердца

Всякий раз, когда сердце очищается от воздействий и завес нафса, оно видит ангельский мир (малакут). Ему открываются различные степени Незримого и таинства этой сферы. Как провозгласил Пророк: «Если бы в сердцах людей не сновали бесы, люди узрели бы небесный ангельский мир». Это лишь начало видения сердца. Когда оно поднимается выше, ему открывается лучезарность Божественных Атрибутов; это свидетельство (мошахада) Атрибутов. Когда 'Али ибн Аби Талиба спросили, видел ли он Бога, он отвечал: «Как бы я мог поклоняться тому, кого не видел? Глаза не могут видеть Его через непосредственное откровение (в мире), но сердце видит Его при помощи реальности веры».

Согласно Корану, «Сердце не лжет в том, что оно видит". (К.53:11) [9]

Наставники говорили, что видение сердца — это видение того, что таится позади завес Незримого, это видение при помощи светочей уверенности и реальностей веры.

Пророк провозгласил: «Поклоняйтесь Богу, как будто вы видите Его; ибо, даже если вы не видите Его, Он видит вас».

Познавший сказал: «Видение сердца представляет собою встречу сердца с Богопроявленностью, происходящую по мере того, как путник отбрасывает все условности». (МА 125)

Око сердца сфокусировано с несомненностью и подлинностью веры на последствиях деяний Незримого. Реальность этого видения возникает благодаря встрече между оком духа, красотой области власти (джабарут) и ангельским миром (малакут). Согласно Корану, «Сердце не лжет в том, что оно видит». (К.53:11)


Примечания:

[1] Фусус ал-хикам («Геммы мудрости» или, более точно, «Оправы печаток мудрости») – книга Ибн ал-Араби (прим. перев. русск. изд.).

[2] Лотос является символическим обозначением границы между индивидуальным сознанием и Божественным Единством. (См. К.53:14)

[3] Намек на предание, восходящее к Пророку (хадис): «Сердце верующего зажато между двумя пальцами Милостивого; Он поворачивает его, как пожелает». См. J.Nurbakhsh: "Traditions of the Prophet", vol. II, pp. 12-13.

[4] Чаша Джамшида – Джамшид, легендарный правитель Ирана, обладал чашей, в которой был виден весь мир.

[5] См. КАМ 137.

[6] Traditions, vol. I, p. 25.

[7] Намек на хадис: «О, Господь, покажи мне вещи такими, каковы они суть». (Traditions, vol. I, p. 32)

[8] Ср.: «И вот, сказал Господь твой ангелам: "Я установлю на земле наместника"» (К.2:28). «И научил Он Адама всем именам» (К.2:29) (прим. перев. русск. изд.).

[9] В переводе И. Крачковского: «Сердце (ему) не солгало в том, что он видел» (прим. перев. русск. изд.).


[*] Здесь и далее см. сокращения в конце книги (прим. перев. русск. изд.).

Полностью книгу можно прочесть здесь