Свобода воли и предопределение

Джавад Нурбахш

Если в начале Пути искатель верит в предопределение, он — неверующий. С другой стороны, если завершивший Путь продолжает руководствоваться своей волей, он также является не­верующим.

Дело здесь вот в чем: в начале Пути суфий должен рас­считывать только на собственные силы, и ему не следует рассматривать свое состояние как предопределенное каким бы то ни было образом.

Существует персидская пословица: «Не каждый, кто гнался за газелью, поймал ее, но каждый, кто поймал, гнался за ней».

В начале Пути искатель должен полагаться лишь на соб­ственную свободную волю. Постепенно, по мере продвижения по Пути, его собственная воля убывает и все большее влияние на его жизнь оказывает воля Бога.

В конце Пути, после того, как воинство желаний и страстей сокрушено, а армия любви завоевала город его сердца, преходящее «я» искателя полностью исчезает в Абсолютном бытии. Если путник все еще уповает на свою свободную волю, то он — неверующий, ибо подлинный суфий на этом этапе настолько растворяется в Боге, что полностью становится Им. Следовательно, у него нет никакого эго, порождающего желания, и каких-либо предпочте­ний, создающих проблему выбора. На этом этапе суфий достиг ста­дии смирения и довольства. Вместе с поэтом он говорит:

Друг накинул петлю мне на шею,
Он тащит меня, куда хочет.